Уходя, гасите

АЭС

Многие поклонники электромобилей свято верят в чудесное спасение от дефицита нефти и глобального потепления, стоит только пересадить всех на “Лифы” и “Теслы”, перестать лить в бак бензин и выдыхать СО2. Однако, практическая реализация столь простого плана может обернуться многими печалями. Ибо, пока одни радостно рапортуют о росте продаж электромобилей, другие подсчитывают сопутствующие затраты на инфраструктуру. И их подсчеты, мягко говоря, не дают поводов для оптимизма — в масштабах всего мира речь идет о триллионах долларов.

Например, недавно принятый парламентом Великобритании закон о запрете продажи машин с ДВС с 2040 года вступает в жесткое противоречие с объективной реальностью: уже к 2020 году в стране ожидается дефицит электроэнергии, а к 2025-му в силу вступит запрет на эксплуатацию угольных электростанций. Даже без учета роста поголовья электромобилей инвестиции в генерирующие мощности только в одной европейской стране оценивают в 130 миллиардов долларов. С учетом нужд электротранспорта ситуация становится совсем уж безрадостной: некоторые аналитики считают, что уже к 2040 году Великобритании понадобятся дополнительные 50 тераватт/час — это на 15 процентов больше нынешнего уровня потребления электроэнергии.

Угольная ТЭС

Вроде бы, не так уж и страшно, однако это усредненный показатель. Эксперты предупреждают, что в случае, если большинство британцев станет заряжать свои электрокары с 6 до 9 часов вечера, рост пиковой нагрузки может составить 40 процентов или 24 гигаватта, и это уже настоящая Большая Проблема. И дело не только в дефиците генерации — серьезным испытаниям подвергаются распределительные электросети, попросту не рассчитанные на такое потребление.

Inform: Тип: 13 фотографии     Delete

Управляющий активами компании “Шотландские и южные электросети” Стюарт Рид предупреждает, что если 40-70 процентов домохозяйств будут использовать 3,5-киловаттные зарядные станции для электромобилей, треть их распределительных сетей будут “испытывать трудности”. Вероятно, в виде аварийных отключений, так хорошо знакомых украинским потребителям. Чтобы поддерживать бесперебойную работу оборудования, компаниям придется прокладывать кабели с увеличенным сечением и устанавливать более мощные трансформаторы — объем инвестиций в модернизацию сетей составит более 2 миллиардов фунтов.

Блэкаут

Очерчивая мрачные перспективы энергорынка, специалисты предлагают очевидные рецепты для снятия самых острых симптомов: например, зарядка электромобилей в ночное время может привести к тому, что рост пиковой нагрузки составит не ужасные 40, но умеренные 10 процентов. Но и тут есть свои трудности: прежде всего, большинство британцев паркуют машины на улицах и, очевидно, не имеют собственных зарядных станций. К тому же, самих зарядок понадобится еще полтора миллиона, а это снова-таки немалые деньги. Которые становятся поистине огромными, если проецировать ситуацию на все страны развитого мира.

Зелено, но вредно

О том, что экологически чистые электромобили не так уж невинны перед вымирающими полярными медведями, говорили уже давно, но едва ли не впервые вопрос был поднят на столь высоком уровне. Сам глава Fiat Chrysler Серджио Маркиоре недавно прямо заявил о том, что электромобили в их нынешнем состоянии — это не более, чем наивная попытка спрятать худшую часть истории подальше от глаз публики. Ведь до сих пор 2/3 электроэнергии в мире генерируют электростанции, работающие на ископаемом топливе и при увеличении потребления из-за электромобилей мы в лучшем случае получаем аналогичные показатели по выбросам вредных веществ в атмосферу. Просто из другой трубы.

Inform: Тип: 13 фотографии     Delete

Ситуацию могли бы исправить принципиально новые источники электроэнергии, вроде компактных термоядерных реакторов, о разработке которых заявил, в частности, Lockheed Martin. В 2014 году они взялись за создание 100-мегаваттного реактора, способного поместиться в “кузов грузовика”, однако с тех пор прошло три года — и все еще никаких новостей о прорыве.

Toyota Mirai

Еще один перспективный вариант — использование водородных топливных ячеек, разом решающих массу проблем — и с необходимостью установки (а затем и утилизации) тяжелых аккумуляторов, и со временем зарядки. К тому же, отпадает необходимость строить новые электростанции, ведь электроэнергия генерируется прямо в топливных ячейках, на борту автомобиля. Но и здесь не все гладко — прежде всего, с точки зрения перспектив промышленного производства водорода. Существующие методы либо экологически грязные, либо чудовищно неэффективные в плане энеропотребления, а новые технологии который год не могут выбраться за пределы лабораторий и экспериментальных установок.

Inform: Тип: 13 фотографии     Delete

Вот и выходит, что идеального решения проблемы экологически чистого транспорта пока не существует. Остается надеяться, что все эти умные ребята находятся на пороге пары судьбоносных открытий, которые изменят нашу жизнь уже завтра.