Изменения будут – в этом нет сомнений. Заградительные условия на импорт автомобилей, отсутствие достаточного количества альтернативных вариантов местного производства и волна «польских блях» — таковы основные факторы, которые свидетельствуют о том, что изменения правил авторынка не за горами.

Inform: Тип: 1 фотографии     Delete

Простых решений не будет – это также очевидно. Убрать все налоги на импорт – останутся недовольны автовладельцы, купившие машины по полной стоимости. Если в один день 9 миллионов автовладельцев поймут, что их автомобили утратили в цене по несколько тысяч долларов – начнется новая волна протестов, но уже по другой причине. Не решить вопрос нерастаможенных авто – хаос будет расти, до тех пор, пока 100% автопарка Украины не пересядет на машины на иностранной регистрации, игнорируя Таможенный кодекс. В итоге проиграет государство, то есть все. При поиске решения не останется в стороне и автобизнес – производители и импортеры: они также участники рынка, причем твердо стоящие на ногах и умеющие защищать свои интересы. Итак, нужен компромисс, сбалансированное решение, которое получит наименьшее сопротивление всех сторон и устроит законодателей, отвечающих за наполнение госбюджета.

Inform: Тип: 1 фотографии     Delete

Так как же решить вопрос с растаможкой, так, чтобы не «рубить с плеча», и не растянуть диалог с властью на года? Для этого мы создали этот опрос, чтобы получить мнение главных участников авторынка – автомобилистов, читателей AUTO.RIA.

Вариантов решения мы собрали 4, есть и традиционный пятый – собственное мнение, описанное в комментариях.

Inform: Тип: 13 фотографии     Delete

1. Оставить растаможку как есть, но дать достойный выбор машин от местного автопрома

Во многих странах, вне зависимости от экономической ситуации, уровня доходов населения и прочих сопутствующих факторов это решение работает, причем эффективно. Строятся автофабрики внутри страны, по лицензионному соглашению с крупными брендами или создается собственная марка, что дает покупателям возможность более дешево приобретать ограниченный ряд автомобилей. Итог — невысокие цены на авто определенных марок, доступность сервисного обслуживания, развитый вторичный рынок авто «нацпроизводителя».

Inform: Тип: 1 фотографии     Delete

При таком решении, естественно, внутренние производители получают преференции, в том числе и ограничение на импорт авто других марок из-за рубежа. Без преференций в Украине никак – слишком малый объем потенциальных продаж, примерно раз в 10 меньший, если сравнивать с любой страной Европы, имеющей примерно такое же количество населения, как и у нас. Пример «поддержки национального производителя» мы ощущаем на себе до сих пор, получив Ланос и ряд ему подобных ТС, но утратив доступ к рынку авто с пробегом из-за рубежа.

И все же – это также решение, ведь не только Daewoo может стать «национальным» — теоретически могут прийти, например, Renault, Toyota, KIA

Inform: Тип: 1 фотографии     Delete

2. Отменить акциз, оставить только пошлину и НДС

Для всех новых и б/у авто ввести единую схему налогообложения – пошлина, размер которой от 10% и меньше (для Канады, Евросоюза и стран соглашения ЕАВТ) и налог на добавленную стоимость (+20%). Экологические стандарты Евро затрагивать не будем – о них была отдельная тема, в которой уже выведено свое резюме. Такое решение позволит тратить на растаможку авто примерно 5-15% от стоимости ТС, если НДС за рубежом возвращается, или в районе 25-35%, если покупка происходит «с рук» и НДС придется заплатить и там, и здесь. Плюсы – новые и б/у автомобили станут дешевле, минус – на вторичном рынке возникнет определенное ценовое проседание, что может вызвать недовольство существующих владельцев, чьи авто утратят в цене.

Inform: Тип: 1 фотографии     Delete

3. Установить простую и прозрачную таксу растаможки, например, 1 евро за 1 см3

Сложность расчетов, путаница с оценкой стоимости ТС, часто пересекающаяся с коррупционными схемами, масса бумаг и платежей на различные счета… Растаможить авто самостоятельно, без помощи профессионального таможенного брокера, на практике очень трудно.

Этот вариант предлагает следующее: «привязать» стоимость растаможки к определенному параметру: например – рабочему объему двигателя, количеству лошадиных сил или киловатт мощности мотора. Устанавливается ставка, скажем, 1 евро за 1 см3 объема мотора, или 10 евро за 1 лошадиную силу мощности – и растаможка становится настолько простой, как покупка мороженного в ларьке.

Inform: Тип: 1 фотографии     Delete

Минусы также очевидны: владелец 10-летней иномарки будет должен платить столько же, сколько покупатель нового авто, стоящего в разы дороже, что нарушает логику применения налогов – большая сумма – больший сбор. И все же, свои недостатки, как и достоинства, есть в каждом решении, поэтому и такой вариант имеет право на жизнь.

Inform: Тип: 1 фотографии     Delete

4. Установить годовой «абонемент» вместо растаможки

Это решение предполагает возможность сразу регистрировать автомобиль в Украине, с выдачей «наших» номеров и свидетельства о регистрации, лишь с отметкой в нем: «ТС облагается ежегодным налогом в таком-то размере». То есть, фактически растаможка остается, но государство идет навстречу и готово принимать налоги в рассрочку. Подобное решение ранее было предложено в законопроекте №5567 – раз в год нужно оплатить лишь несколько процентов от полной суммы таможенных платежей, а когда общий размер выплат сравнялся с суммой растаможки – техпаспорт меняется на «чистый», и авто считается полностью растаможенным.

Inform: Тип: 1 фотографии     Delete

Такой вариант даст возможность покупать авто из-за рубежа недорого, не уклоняться от уплаты налогов и эксплуатировать автомобили легально. Исчезнут «анонимы на бляхах». Не приведет это и к перекосу цен на вторичном рынке: полностью растаможенное авто и машина с отметкой в техпаспорте об обязательной оплате ежегодного налога – разные товарные группы.

Inform: Тип: 1 фотографии     Delete

5. Собственное мнение

Формулируя комментарий, помните: любой товар можно купить или украсть. Второй вариант категорически противоречит закону, поэтому его сразу отбрасываем. А вот покупать товары можно разными способами – за наличные, оплачивая дебетной банковской картой, в кредит, посредством обмена… Государство не пойдет на «отмените всем-все» — в этом случае проиграем все, без доходных статей бюджета государство существовать не может. Но законодатели, учитывая позитивный опыт работы закона №1389 (ранее – законопроект №3251), теперь должны быть более спокойны при снижении налогового давления. Уменьшение акциза на б/у автомобили повысило (причем, существенно) поступления в казну от пригона автомобилей. Значит, можно вполне обоснованно предлагать следующие взвешенные решения.

Oprosnik: id-170 «Как быть с растаможкой в Украине:»      Delete