Законодательная инициатива с названием «Проект Закона Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно упрощения порядка рассмотрения дел о совершении ДТП, в случае признания лицом, в отношении которого составлен протокол, своей вины», как видно из ее названия, напрямую касается водителей-виновников ДТП. Админкодекс предложено дополнить новым абзацем в статье №124, в котором будет предусмотрена возможность «полного признания собственной вины лицом, на которое составлен протокол об админнарушении».

Что же и для кого сможет упростить этот документ, если ему удастся стать законом?

Для начала следует сказать, что признание своей вины на месте никак не повлияет на размер штрафа или применения других форм ответственности. Возможность «признать свою вину на месте» создается для облегчения работы судов, которые перегружены административными делами о ДТП. По задумке авторов законопроекта №6516, если водитель признал свою вину, заверив отметку об этом в протоколе личной подписью, то дело не пойдет в суд. Рассматривать дела о таких админнарушениях будут подразделения Национальной полиции или службы правопорядка ВСУ. Единственная прямая экономия для нарушителя – освобождение от оплаты судебного сбора в размере 320 грн.

Inform: Тип: 1 фотографии     Delete

Если рассматривать данное решение исключительно как метод разгрузки судов – все хорошо: зачем беспокоить суд, когда спорных вопросов, требующих его решения, нет? В ситуациях, где водитель безоговорочно уверен в своей вине, налицо экономия средств и времени для самого виновника.

Но кроме очевидных преимуществ появляются и потенциальные проблемы. Любая авария, даже при минимальном контакте транспортных средств, после которого остаются лишь незначительные царапины, – стрессовая ситуация. В состоянии стресса далеко не каждый водитель способен адекватно оценить дорожную обстановку и принять взвешенное решение: был ли он на самом деле виновен, стали ли причиной происшествия внешние факторы или поведение другого участника ДТП, или же имела место «автоподстава»? Подписав протокол «там, где галочка» можно стать «виновником», даже будучи фактически невиновным. Тем более, — при наличии морального давления со стороны тех, кто протокол оформляет.

Inform: Тип: 1 фотографии     Delete

А вот водители, которые ведут себя агрессивно и сознательно нарушают ПДД, вряд ли будут «признавать свою вину». Даже наоборот – такие индивидуумы часто затягивают дело, пытаются давить на полицейских, совершают массу телефонных звонков, отказываются от проведения медосмотра на месте и т.д.

Для самих полицейских или сотрудников военной службы правопорядка решение также выглядит немного спорным – если «вилка» для ряда «автомобильных» штрафов ликвидирована, то в случае повреждения ТС ответственность может быть разной, и ее меру сейчас устанавливает суд. Какими соображениями при вынесении постановления руководствоваться полицейским или оперуполномоченным ВСП на месте ДТП – остается под вопросом. Ответственность за создание ДТП с повреждениями может быть разной: от штрафа в 340 грн до лишения водительских прав на срок до 1 года. В статье 124 КоАП нет четкого разделения, при каких обстоятельствах следует вменять ту или иную меру. Возможность принимать личное решение «на месте» напрямую порождает риск коррупционных действий с обеих сторон.

Inform: Тип: 1 фотографии     Delete

Стоит заметить, что действующая норма, при которой все участники ДТП без пострадавших и жертв освобождаются от админответственности, будет оставлена без изменений – речь идет о «европротоколе», для составления которого нужно иметь действующий полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств.

Напомним, что законопроект с номером 6516 сейчас имеет статус «Зарегистрирован в Верховной Раде» и передан на рассмотрение в профильные комитеты.