Нынче модно обвинять производителей в удорожании автомобилей и лоббировании норм, которые приводят к их техническому усложнению. И хоть по большей части все это — не более, чем предположения и теории заговора, инжиниринговые компании вроде Bosch (и она тут не одинока) имеют огромное влияние на автомобильный рынок. И, как минимум, знают о перспективах его развития больше других. Именно поэтому на Франкфуртском автосалоне мы уделили особое внимание стенду компании Bosch: посмотрели, расспросили у специалистов чего же нам ждать от автомобилей будущего.
И вот что удалось узнать…

Самостоятельная жизнь

Инженеры немецкой компании, как один, утверждают: уже в не таком далеком будущем автомобили будут намного экологичнее и гораздо безопаснее, а путешествовать в них будет еще приятнее. Несложно догадаться, что последние два пункта непрозрачно намекают, что время, проводимое непосредственно за процессом управления, с баранкой в руках, сильно сократится. В основном, управление автомобилями должно перейти «в руки» специальной электроники, над созданием которой и трудятся специалисты.

Автопарковщик Бош

Разумеется, автоматизация не обрушится на нас снежным комом: все произойдет плавно. Уже сейчас Bosch в кооперации с Daimler начинает планомерно внедрять автоматическую парковку. К примеру, несколько месяцев назад в Штутгарте была представлена система Automated Valet Parking, позволяющая водителю покинуть автомобиль сразу при въезде на стоянку, чтобы тот самостоятельно нашел свободное место и запарковался на нем. Но представить, — не значит внедрить, скажут многие: и скептики будут правы… но лишь отчасти. Широкое применение этой технологии начнется уже в следующем году, а первым местом где можно будет опробовать эту «бесчеловечную парковку», станет музей Mercedes-Benz в Штутгарте.

Inform: Тип: 13 фотографии     Delete

Что интересно, работать система автономной парковки будет на основе облачного сервиса Bosch Automotive CloudSuite. Именно туда будут стекаться данные о наличие свободных парковочных мест, полученные… от других автомобилей. В перспективе, автомобили с автопарковщиком Bosch также научатся самостоятельно оплачивать счета за парковку — жаль только, что за счет владельца автомобиля.

Автопарковщик Бош

Упомянутая система – не единственная разработка Bosch в этом направлении. В 2017 году на полигоне в Боксберге немцы показали хэтчбек Mercedes-Benz B-class, оснащенный системой Bosch Home Zone park assist. В отличие от первой технологии, эта система не подвязана под «облачные» сервисы, она проще и в теории должна быть дешевле. При этом, ареал её использования сильно ограничен. Она не умеет искать свободные парковочные места, а создана только для периодически повторяющихся парковок, как например в домашнем гараже, или собственном месте на охраняемой парковке.

В принципе, уже понятно, что времена когда машину приходилось парковать самостоятельно, в обозримой перспективе подойдут к концу. У Bosch уже сейчас есть все технические и аппаратные наработки, чтобы внедрить эту фишку во все новые автомобили, — пока дело лишь за ценой. Но это стандартная ситуация: все новые технологии поначалу стоят дорого, а постепенно, с увлечением ареала использования, начинают заметно дешеветь.

Что делать с человеком?

После широкого внедрения собственного автопарковщика в Bosch хотят получить разрешение на эксплуатацию собственного автопилота уровня SAE 3, способного вести автомобиль по шоссе. Немного позже Bosch вместе с партнерами из Daimler планируют вывести на дороги общего пользования машины с автопилотом четвертого уровня, способным самостоятельно перемещаться по городу. Ну а в самой далекой перспективе немцы вообще хотят отобрать руль у человека и выпустить автопилот уровня SAE 5.

Автопилот Бош

Inform: Тип: 13 фотографии     Delete

Вполне возможно, к этому времени экспертная среда и политики начнут выступать за полный запрет персонального управления автомобилем, так как подобные водители-ретрограды могут стать источником повышенной опасности для других участников дорожного движения. Ну, даже если не полностью запретить, то хотя бы ограничить ареал использования подобных машин, запретив им въезжать в город например. Не верите? Владельцы дизельных машин еще каких-то 10 лет назад тоже не верили, что у них могут возникнуть трудности. А сейчас в Европе муниципалитеты крупных городов готовятся запретить эксплуатацию таких автомобилей.

От 48 вольт до 300 кВт

К слову о дизельных двигателях: как не странно, в Bosch не спешат списывать их со счетов. К примеру, одним из последних своих достижений они называют новую систему управления иглой в инжекторах дизельных двигателей. Технология NCC позволяет с большей точностью дозировать подачу топлива, благодаря специальному ПО и встроенному в инжектор датчику. Как результат применения данной разработки немцы называют снижение шумности дизельных двигателей и улучшение их топливной экономичности.

Технологии Бош для дизельного двигателя

В свою очередь, в бензиновых двигателях специалисты Bosch видят будущее за системой комбинированного впрыска топлива. Нечто похожее уже можно найти на тойотовском двигателе 6AR-FSE, а также на некоторых 1,8- и 2,0-литровых TFSI концерна Volkswagen. Во время прогрева и на пиковых загрузках у таких двигателей активируются форсунки, установленные во впускном коллекторе. А вот в стандартных режимах работают только форсунки в цилиндрах, как у обычных моторов с непосредственным впрыском. Во всех случаях переход на комбинированный впрыск благотворно сказался на экологичности и топливной экономичности моторов.

Inform: Тип: 13 фотографии     Delete

Правда, нужно сказать, что при всех успехах в доводке традиционных моторов невооруженным взглядом можно было заметить, что будущее Bosch видит в электромобилях. Не так давно инженеры компании закончили разработку 48-вольтовой системы для компактных электромобилей. Преимущества подобных технологий неоспоримы, а сами они гораздо удобнее в обслуживании. Раньше распространение 48-вольтовых силовых установок сдерживалось из-за необходимости установки толстых и тяжелых проводов и особых преобразователей. Но в компании уверяют, что избавились от этих недостатков и предлагают автопроизводителям самостоятельно в этом убедиться. К примеру, используя электродвигатели, блоки управления, аккумуляторы и зарядные устройства Bosch, любая фирма может выпустить новый компактный электромобиль буквально за 12-18 месяцев.

Система электропривода Бош

Но, как не удивительно, 48-вольтовая система — еще не самое интересное, что есть у «Бош» среди технологий электромобильности. По моему мнению, здесь неоспоримым лидером является система электропривода e-axle. В первую очередь это устройство интересно благодаря своим компактным размерам. Довольно небольшой с виду блок объединяет в себе электромотор, трансмиссию и модуль с управляющей электроникой. Все это добро одним узлом устанавливается на оси автомобиля и позволяет сэкономить драгоценное место, которого всегда не хватает для установки более объемного аккумулятора. Вдобавок, подобная компоновка делает возможным применение этой системы, как на внедорожниках и легкой коммерческой технике так и на компактных электромобилях.

Как и в первом случае, система будет доступна для всех без исключения автопроизводителей. Сам блок может развивать мощность от 50 до 300 кВт и может применяться на абсолютно разных типах автомобилей. Вдобавок в Bosch обещают, что при необходимости смогут наладить производство своих электроприводов на любом предприятии, в любой стране мира.

Облака и сервис

Помимо наладки производственных мощностей в Bosch традиционно развивают и тему автомобильного сервиса. К примеру среди перспективных разработок есть специальное диагностическое устройство, следящее за состоянием машины. Нужно сказать, что подобная система (Vehicle Link 5100) уже тестируется украинским офисом Bosch, но кроме информации о возможных поломках, она также предоставляет статистику по использованию автомобиля и отклонения от маршрутов. Разумеется, все данные в режиме реального времени передаются через Интернет.

Облачные сервисы Бош

В дальнейшем облачные сервисы будут довольно активно использоваться в автомобилях: в Bosch даже прикидывают как бы внедрить некоторые решения, уже популярные в смартфонах. К примеру, подобным образом немцы хотят обновлять прошивки автомобилей. Лично у меня подобная инициатива вызвала много вопросов. К примеру, любыми возможностями что-то обновить через интернет могут воспользоваться третьи лица. Но инженеры уверяют, что риски постороннего вмешательства минимальны, а массовое применение технологии начнется когда они вовсе сойдут на нет.

Inform: Тип: 13 фотографии     Delete

Зато польза подобных систем очевидна: в том же Volkswagen очень обрадовались бы возможности в один клик вылечить все «дизельгейтовские» автомобили, без лишнего шума и проведения крупных отзывных кампаний. А вот для клиентов, скорее, будет полезно другое применение облачных сервисов. Сейчас инженеры Bosch трудятся над созданием огромного аналитического центра, который будет накапливать данные с датчиков ESP автомобилей, показания метеостанций и сенсоров, интегрированных в дорожную инфраструктуру. В дальнейшем этот массив данных будет анализироваться, чтобы определить нет ли опасности потери сцепления на дороге (гололед или глубокие лужи). После проведения просчетов система будет отправлять автономным автомобилям рекомендации изменить скорость прохождения определенного участка дороги в соответствии с условиями движения

В итоге машины победят

Следует заметить, безопасностью автономных машин в немецкой компании занялись довольно плотно. К примеру, для такого транспорта инженеры Bosch разработали второе поколение вакуумно-независимого электромеханического усилителя тормозов iBooster и новую систему рулевого управления с электроприводом. Обе разработки заточены под автономные автомобили и соответствуют самым строгим требованиям, предъявляемым к подобному транспорту администрацией NHTSA. Даже в случае возникновения серьезной неисправности обе системы смогут безопасно продолжать движение или же остановить автомобиль.

Демо-автомобиль Бош

Для визуализации бесчисленных идей на стенде компании Bosch во Франкфурте установили специальный демо-автомобиль. Футуристичная «тачка» просто пестрила интересными решениями. К примеру, ее головное устройство умеет получать важную информацию от других машин и дорожной инфраструктуры или может связаться с системами умного дома и управлять им из машины. Кроме того на демо-автомобиле установлена новая электронная приборная панель с FullHD разрешением. Нужно сказать, что благодаря специальной защите от бликов, ее экран обладает просто отличной читаемостью, чем пока не может похвастаться большинство «виртуальных приборок».

Управление умным домом

Несмотря на заметный скачок в развитии автомобильного мультимедиа, решения компании Bosch пока выглядят слишком футуристично. Но, учитывая имидж компании и количество ее партнеров среди автопроизводителей, запуск представленных технологий в серийное производство становится лишь вопросом времени.

Inform: Тип: 13 фотографии     Delete

Так что в ближайшем будущем новые автомобили будут общаться между собой, делиться важными данными и самостоятельно выполнять простые действия: поиск парковочного места, его оплату и даже движение по шоссе. А в более отдаленной перспективе мы пересядем на полностью автономный электрический транспорт, который будет гораздо безопаснее современных авиалиний.

Вот в это действительно хочется верить.